おきしみみ (oxij) wrote,
おきしみみ
oxij

Европа почти как военные сборы

В прошлом году в конце лета были военные сборы, в этом году мне вдруг впёрло прокатить по, по возможности, всей интересующей меня Европе. Трудно сказать, что из нижеследующего было основной целью, но:
* хотелось хоть на какое-то время вырвать себя из среды, где в бытовой речи используются славянские языки;
* хотелось попробовать пожить в режиме постоянных переездов.
Получилось физически куда тяжелее и занимательнее военных соборов. Я отважный капитан, я в одиночку объехал много стран (перечисляю те, где останавливался больше, чем на 12часов): Литва, Польша, Австрия, Германия, Франция, Голландия, Дания. В сумме провёл там почти месяц, потратил чуть больше 800 евро (без учёта снаряжения). Без Франции, Дании (по большей части) и немного более аккуратном планировании (сэкономил бы ещё ~30 евро) было бы в полтора раза дешевле.

TL;DR: Если имеются способности к тому, чтобы не жрать двое суток подряд, знание английского, терпение, умение жестикулировать (пригодится во Франции, где по английски как-то не очень), смартфон с выходом в интернет по WiFi и GPS, то в западную Европу можно спокойно на месяц-два ехать одному. Если ещё и имеется умение вычислять гопников на расстоянии и знание Польского, то можно и в Польшу почти спокойно ехать (см. ниже).

У меня стартовой площадкой был Вильнюс, потому что там есть где нахаляву переночевать. Вообще, сейчас я думаю (если бы не жалко было денег), я бы лучше купил какой-нибудь дешёвый билет на самолёт из Риги до Берлина или Вены и сразу начинал оттуда, и обратно аналогично.

Но я ехал из Питера до Вильнюса автобусом, оттуда автобусом до Варшавы, а оттуда уже почти всюду, вплоть до самой обратной поездки в Вильнюс — поездами. Есть такая замечательная штука — InterRail Pass. В зависимости от ограничений стоит сильно по разному денег. Я взял Global (все страны цивилизованной Европы) Continious (без ограничений на количество поездок) вариант на 15 дней, Youth (до 26 лет) за 289 евро, чтобы не думать в дороге ещё и об оптимизации использования билета (думать приходилось и без этого немало).

Схема была такая:
* приезжаем в город, устраиваемся в хостел;
* если в хостеле халявный вайфай, то ищем следующий хостел в следующем городе, если нет, то занимаемся вайдрайвингом гуляя по городу, найдя дырку ищем следующий хостел;
* гуляем по городу, нагло пристаём к людям.

Давайте я скажу последнее содержательное и дальше пойдёт поток излияния мыслей. Так вот, бронирование хостелов в интернете — надувательство. Эти системы бронирования берут с вас комиссию за операцию, ещё раз какую-то комиссию в процентах от суммы, и, барабанная дробь, шлют простой e-mail в хостел, где просят, если места ещё есть, забронировать их немножко. После этого вам пишут их хостела и сообщают, что так и так всё ок (или всё плохо, мест нет). За два евро я сам могу письмо в хостел написать, спасибо. Один раз я забронировал, потом увидел как это работает и перестал. Хостелы советую искать сразу всеми доступными способами: hostelworld, hihostels, hostels dot com, google и прямо по карте Open Street Map. Они обычно не очень пересекаются, и почти всегда (кроме Франции и Дании) можно найти другой не такой буржуйский по ценам хостел недалеко и достаточно удобно. В Андроиде приходится все адреса хостелов и маршруты выписывать в Memo (браузер в оффлайн кеширует не ок), а особенно важные так и на бумагу (батарейка любит сесть в неподходящий момент). Без GPS и Memo'в you are gonna be rendered абсолютно беспомощным.

Я вообще пешком ходительный маньяк и, где другие ездили скоростными поездами, я ходил пешком, потому хостел в 5-7км от города меня абсолютно не напрягал. Ради спортивного интереса я всячески минимизировал количество растрачиваемых денег и очень печалился, когда где-то не получалось на чём-то сэкономить, если, теоретически, можно было бы.

Ещё любопытный факт, если есть выбор между Lux Express и Simple Express, то выбирать надо второй. В первом есть WiFi, показывают фильмы и можно брать халявный кофе. Но лично я запаха кофе не переношу, а эти телевизоры под потолком спать до самой границы не дают. При переезде российской границы не дают спать пограничники, выгоняя всех на холодную улицу, а после границы времени уже мало остаётся. В Simple Express всех этих чудес нет и можно спать (а ещё он дешевле). Правда в первый раз вряд ли получится, шумно, трясёт, зато через трое суток таких катаний можно заснуть даже стоя. Сел в автобус, прижал щёку к стеклу и через три минуты храпишь. Наконец, автобусы круты тем, что багаж там спрятан от шаловливых ручек попутчиков. В поездах, едущих через Польшу и Чехию, спать запрещается, а в автобусе спокойно.

Из Вильнюса в Варшаву я автобусом уже когда-то ездил, потому было неинтересно. А вот дальше Варшавы я наземным транспортом никогда не забирался. Первая остановка должна была быть в Кракове. Кругом нацисты. Я спросил у пани в кассовом окошке самый дешёвый билет до Кракова, на меня внимательно посмотрели, спросили студент ли я, попросили ID, я дал ISIC (очень удобная штука, чтобы не давать паспорт лишний раз), его поразглядывали и заявили, что только за полную цену, потому что я не студент польского происхождения. На мои замечания, что было бы странно учиться болтать на чистом (действительно чистом, меня в Кракове местные сильно хвалили) Польском, просто ради того, чтобы купить один билет на поезд чуть дешевле, и одобрительные покачивания головами на мою польскую аргументацию других будущих пассажиров из очереди за билетами, тётенька вскинула плечами и сказала, что если чё, то я с контролёрами буду сам ругаться, доказывая своё происхождение. А всё потому, что транслитерация Польский to Русский to Латиница становится непохожей на Польский (ch (польская "х") превращается в kh (в польском это сильно иначе читается), а w ("в") в v (нет такой буквы в этом слове алфавите), например). Меня эта галиматья сильно расстроила. Я себя не считаю ни Русским, ни Поляком, а такой узаконенный нацизм терпеть не могу. Но за 20 злотых (190 рублей) в старинном таком совковом вагоне задыхаясь в духоте я доехал таки до Кракова за 4 часа (всю страну, можно сказать, проехал, за 200 рублёв). Контролёр, кстати, на меня даже не посмотрел. Хостел был уже забронирован (первый и последний раз), магией GPS я припёрся сразу туда куда надо.

Сам себе не поверил, что так далеко в одиночку забрался, два дня шлялся по городу и окрестностям, занимался антитуризмом: например, специально не гулял по туристическому центру, а попёр за 15км от города к заброшенным фортам и укреплениям второй мировой (ура Open Street Map и приложению OSMAnd для Андроида, в которе эти карты можно векторно вливать и использовать без соединения с сетью). Форты оказались грустнее, чем я предполагал (всё разграблено и разрисовано), зато там какие-то мужики закапывали чей-то труп. Я решил лишний раз не интересоваться происходящим и быстро ретировался. Сходил на могилу Станислава Лема. Встретился с CouchSurf'ерами. На 50 человек двое адекватных, после этого я практически бросил идею к кому-то вселяться (хотя можно было бы сэкономить) и ходить на их сходки. Если участвовать в чём-то таком, то надо делать отдельный CouchSurfing для технарей. Я, понятно, не пью, и в трезвом уме целый вечер по очереди портил своими глубокими познаниями в философии необычность, особенность и уникальность жизненных философий каждого отдельного собеседника, рассказывая им про то, что это уже давно и без них придумали, и какие у них в этом имеются противоречия. Несколько человек, по-моему, обиделось.

Из Кракова в Вену поездом получалось не очень удобно (и небезопасно спать), потому я снова выбрал автобус. У поляков самое разгильдяйское отделение EuroLines, я отвечаю. Они даже на почту pdf с билетами не шлют. Распечатать билет с чужой машины, залогинившись на их сайте — целое приключение. Найти автобус на вокзале без знания языка невозможно. Кстати, доехать из Варшавы до Кракова, я считаю, тоже. Но одна девочка из Казахстана со сходки ДиванныхСёрферов как-то смогла. Вспоминая свои потуги при поиске нужной платформы, и, собственно, самого вокзала, я не очень поверил.

Вообще любопытно. Из бывшего СНГ сейчас дофига едет в Польшу учиться. Типа не лучшее, но и не худшее образование, достаточно дёшево и Европа. И поляки, я так понял, это поддерживают. Из Польши всё работоспособное население моложе 30 уехало на запад. Остались одни гопники, семейные люди, пенсионеры и в эпсилон окрестности от последних. А эти приезжие из СНГ с большой вероятностью хоть на одно поколение задержатся в Польше. Такие дела. Серьёзно, все с кем я разговаривал из поляков или сами уже уехали, или вот-вот уедут, или доучатся и уедут, а завтра (или на следующей неделе) у них уезжает работать в голландскую фирму последний старший брат. Весёлая жизнь у них там, короче. Не в столичных городах сущий мрак, на станции из поезда выйти страшно, бритые головы кругом с пивасиком сидят и жадно на тебя смотрят.

Ещё в хостеле разговорился с Тайванянкой. Пообсуждали особенности традиционного китайского письма по сравнению с упрощённым. Она мне рассказала и показала как они вводят свои иероглифы с клавиатуры. Та же кана, по сути. Только значки другие. Ещё звук "тчи" научился по китайски произносить. Получил кучу tipов по поводу путешествий в странах, где тебя не понимают. Например, фотографировать на телефон еду с витрин и показывать фотки тем, кто её продаёт, чтобы не перепутали чё тебе хочется.

А ранним утром в Вене спокойно. Останавливаться нигде не хотел, поезд в Мюнхен уходил в 6 утра следующего дня. Бросил вещи в камеру хранения. Купил InterRail на 15 дней начиная со следующей даты. Шлялся. Обсмотрел все достопримечательности за несколько часов (магия GPS!), сходил в кино на фильм «I Phone You». Всё было на немецком, но и так вполне понятно. Ещё там был кинофестиваль под открытым небом, сходил и туда. Ночь шлялся по городу. Вокзал до четырёх что ли утра закрыт, болтал по пустякам с какими-то девицами шлюховатого вида на скамейке перед вокзалом. Потом не давал себе заснуть на вокзале. Пялился в окно поезда, ехавшего в долинах австрийских альп с наколотыми на их вершины тучками, с красночерепично крышёванными домиками (прямо один в один как в сказках). Я бы с большим удовольствием вдоль всех путей пешком прошёл. Неделю идти, небось.

В Мюнхене допёр до самого дешёвого хостела (7км от города), бросил вещи. Шлялся сомнамбулой со скоростью 2км в час (сколько там времени уже без сна?). Мюнхен спокойный. Ночью выспался. Снова шлялся. Мюнхен офигенный. И Сабвей у них очень ок. Сидел смотрел как люди выбрасывают мусор в восемь отдельных мусорных баков (4 для стекла разного цвета, пластик, металл, бумага, всё остальное). Дикость какая. Шлялся.

Переехал в Кёльн. Город не понравился, грязно, грустно. Зато хостел был крутой (прилично и дёшево). Вообще до этого места у меня постоянно появлялось желание бросить всё и ехать домой. Хикикоморство — это инстинкт, стопудово. Но моё какое там по номеру Я, меня постоянно уговаривало продолжать. А после этого переезда Я нижних порядков как-то успокоились, фокус внимания отстранился и Я стал сам за собой просто наблюдать. До этого я хотел ехать в Люксембург, но изучил там обстановку с житьём и возможные варианты дальнейших дествий, если там переждать ночь на вокзале или просто только день там провести, и передумал.

Переехал во Фракфурт. Шлялся. Город понравился. Там у них даже чрезвычайно аутентично выглядящий китайский садик имеется.


Ещё нашёл махонький замок. Туристам, я уверен, его не показывают, уж больно далеко идти, автобус не подогнать.

В хостеле познакомился с двумя прикольными американцами, один прямо как тот сатанинского вида чувак из «Красоты по Американски», уходил с камерой и в кирзовых сапогах на ночь, возвращался утром и целый день спал, второй наоборот дядька-жаворонок, видимо музыкант по образованию. Поделились впечатлениями о виденных городах, я отговорил их ехать в Кёльн (тем более старший там уже был и ему тоже в прошлый раз не понравилось). Шляясь по городу пристал к группе школьниц (у них там каникулы не всё лето, в августе уже все учатся), обедающих на улице у школы. Почувствовал себя альфой. Я их спрашивал об их системе образования, а они меня о том сколько у меня денег на счету в Швейцарии, если я из России (сын олигарха?) и так долго путешествую один.

Поезд Thalys, едущий со скоростью 400 с чем-то км/ч (ааааааа! 50-ти метровые столбы мимо пролетают, их и не видно). Париж, в тот же день Труа (Tours). Хостел там всего один. Китайцы, по-моему, его просто как общежитие используют. Несколько следующих дней шлялся по городу и окрестностям. Попробовал ровно половину того, что хотел, из чудных французских блюд (покупал в супермаркете неведомые полуфабрикаты и по инструкции готовил на кухне в хостеле), обсмотрел все окрестные замки в Loire Valley. Очень много ходил пешком. Чуть не помер от физической нагрузки. Все кроме одного (последнего, королевского в Amboise) замки меня разочаровали. На картинках они куда интереснее выглядят.

У Chenonceaux замок несолидный какой-то, зато крутой парк, в котором зайцы и олени водятся, ограждений нигде нет, можно идти куда угодно, а глупые туристы ходят только по указателям. Я вообще почти ничего нигде не фотографировал. По принципу «Эта с точностью до эпсилон фотка уже наверняка есть в Википедии, чё мне лишний раз батарейку тратить», а в этом парке всю природу пофоткал.

Там на дорожках слой листьев как минимум трёхлетний. Реально, 1 км от замка, а никто не ходит. Удивительно даже. В Петергофе на каждом дереве «Здесь был Вася» написано. Дикие люди. При внимательном изучении территории оказалось, что в парк можно проникнуть и без билета за восемь евро, но было уже поздно.

В Onzain мне замок издалека не понравился, обошёл вокруг, нашёл удобную дырку в заборе. Тут такой ливень начался, что прямо ух. А замок всё равно неинтересным оказался, даже забесплатно (а хотели они за него в два раза больше, чем за остальные).


В самом Труа замок какой-то игрушечный. Amboise единственный солидный, метров 60 от земли высотой (еле впёрся по лестнице после 20 км по пересечённой местности пешком), внизу город, и он на такой скале сидит. Всякие Леонардо там помирали. И ещё его весь посмотреть можно, а то в других половину комнат не показывают (фу!). Единственный за который денег потраченных не жалко.


Стафф железной дороги нифига по английски не говорит. Только жестикуляция, только хардкор, только угадывание того, что они хотели сказать. Снова Париж. Поругался со всеми попрашайками на вокзалах (про это можно отдельный пост написать, но лень), как же они меня там достали. Немного шлялся. Там Египет, а не Европа. Ехал в метро, в вагоне европейской рассы был только я и хрупкая на вид девушка в другом углу другого конца вагона. Ок. За 0.5 колы два евро. Брюссель. За 0.5 колы 1.5 евро. Почти не шлялся. Амстердам. 1 евро. Залогинился в хостел. Шлялся. Встретился с rumar и товарищами. Прошу обратить внимание на шнурок:

Город приятный. Побывал в бургер-баре. Веществ не потреблял. Вообще складывается ощущение, что их там только туристы потребляют. Все соседи по хостелу приехали покурить. Ок.

Ночным поездом в Копенгаген. Сначала нас было четверо в сидячем купе, потом остался я и девушка, едущая в Швецию. Поезд прибыл на полтора часа позже расписания, что девушку очень печалило, ибо у неё был connecting train. А ещё говорят, что это только в восточной Европе поезда сильно опаздывают. Зато дорога была офигенная. То мост, то остров, то тоннель, то мост, то остров, то тоннель, ... Всегда мечтал ехать по железной дороге вдоль моря, как в аниму, открываешь окно и морской ветер нежно, но агрессивно, треплет волосы. Так вот я перевыполнил план в два раза. Я ехал поездом, который идёт прямо через море. И справа море, и слева море. На редких островках маяки и домики с красными черепичными крышами. Сказка. А город мне как-то не очень. И очень дорого всё. В Кракове за 25 евро можно 4 ночи провести, в 12ти местном номере, с завтраком, и ещё евро останется сдачи. В Мюнхене это две с половиной ночи в палатке, в Кёльне две в десятиместном без завтрака. В Компенгагене это одна ночь, без завтрака в 20ти местном и ещё за постельное бельё возьмут отдельные деньги (или неси своё). Вот я пошёл и купил своё. Разница в цене 20%, но артефакт остался у меня. Планировал там две ночи провести, но за день всё обгулял, и решил ехать в Берлин.

Утром по дороге к вокзалу я что-то впёрся местной куртизанке, она меня минут десять сопровождала и уговаривала сходить куда-то тут недалеко. Дорога в Берлин требует отдельного параграфа.

Едешь себе, значит на юг от Копенгагена. И вдруг пути заканчиваются. Поезд подгоняют к пристани. И загоняют в паром. Целиком. Прямо весь поезд, бац, и въехал в паром. Пассажиров выгрузили, поезд запечатали. 40 минут катания по безбрежным (в видимости невооружённого глаза) нейтральным водам, с возможностью подешевше купить воды алкогольные (куда без этого в европейской культуре, конечно же). Я стоял на верхней палубе запаковавшись во флиску и непродуваемую куртку и крепко обнимал перила, чтобы ветром 40 м/с не сдуло нафиг в море. Минут десять пялился по сторонам. Потом также держась за перила приполз чувак из команды и попросил спуститься вниз, а то им за меня больно боязно. Я повиновался. Дальше всё в обратном порядке. Разпечатали поезд, загрузились, выехали наружу и поехали дальше со скоростью 320 км/ч.

Берлин офигенный. Выглядит poor but sexy. И граффити всюду, и Checkpoint Charlie, и плакаты пиратской партии, получившей таки кресла в берлинском парламенте. И магазины есть, по-моему, для всего. Вот удивительно даже, население в два раза меньше по численности питерского, а можно в оффлайновом магазине найти любую экзотическую железку (Beagle Board в Петербурге, anyone?) или там винтажный звонок для винтажного велика в комплекте с довоенной мотоциклетной кепкой и мотоциклетными очками. И для этих штук есть специализированные магазины. Через eBay какой-нибудь, понятно, можно почти всё, что вздумается найти (в РФ, правда, доставка — тонкий философский вопрос), но в оффлайне! Вот тебе и свободный рынок, нормальные цены на аренду помещений, и частная собственность без откатов.

Хостелов в Берлине так дофига, что я даже заранее (впервые) не выбирал ничего. В поезде я уснул до конечной станции (ни в какой другой стране мне параноя не дала бы уснуть, а тут как ребёнок проспал до самого того момента, как меня разбудил проводник), хотя хотел выйти в центре города. Однако недалеко (по моим меркам, ок) от станции со второй попытки нашёлся крутой солидный хостел с халявным вайфаем. В очередной раз убедившись, что все мои ошибки на самом деле не ошибки, а провидения (не зря проспал, таки), я занял койку в четырёхместном номере за 18 евро. Два мальчика и одна девочка одного из них, американцы. Поболтали о какой-то мути, но не долго. Город оказался больше, чем я ожидал. Второй день тоже шлялся.

Когда покупал бронь на ночной поезд до Варшавы позабавила клерк железной дороги, такая тётенька средних лет. Дождался очереди, меня что-то спросили на немецком, я не понял, честно в этом признался на английском, тётенька оглядела меня с ног до головы, и, сделав удивлённое лицо, ляпнула на ломанном английском что-то типа «Такой молодой немец и не говорит по немецки!» Любопытно, меня и в Труа считали немцем, и в Польше бомжи сомневались, но склонялись к халф-поляк-немец. Наверное, надо учить немецкий, чтобы соответствовать ожиданиям. А попрошайки в Париже и Lille (пересадочный пункт по дороге в Брюссель) меня считали за британца и требовали с меня фунты. Правда я так насобачился от них отбиваться и устал говорить, давая им формальную аргументацию своего бездействия по отношению к их проблемам, что неудивительно, что стал жевать слова как истинный понтовый англичанин. Я ещё в Вене тренировался говорить с английским акцентом, слушая и повторяя произношение за соседями-англичанами на кинофестивале. Оказалось не зря. Сейчас, правда, уже не так круто получается.

Потом в поезд в Польшу, ночь ехал через всю неё до Варшавы, обратно снова автобусами. Про эту ночь можно целую книгу написать, но мне лень. Познакомился с несколькими студентами-путешественниками типа меня, парой бомжей, и группой гопарей. Наслушался разных историй. «Работоспособные чуваки все уехали» (см. выше) и «осторожно с гопниками», если кратко по сути.
В этот день как раз закончился мой 15ти дневный InterRail, очень чётко получилось.

Выводы рублёные, про деньги.
* Дороже всего получается дорога из РФ до Германии/Австрии, дальше со Youth InterRail'ом экономия на транспорте раза в два-три, в Польше InterRail бесполезен, там поезда и так дешёвые;
* во Франции и Дании дорого жильё (но во Франции хоть за эти деньги прилично содержат);
* в Дании ещё и просто пожрать очень дорого, во Франции (но не в Париже), примерно как в Питере;
* если знать свой маршрут заранее, то можно несколько сэкономить на резервациях мест в скоростных поездах;
* если иметь много времени и желания, то можно вообще почти не ездить поездами, требующими резерваций;
* переночевав в дешёвом городе можно больше сэкономить на транспорте в дорогой стране (контрочевидный для меня факт, кстати, жильё интуитивно кажется дороже транспорта, ан нет-с, маразм, однако);
* Германия рулит, поезда едущие <300 км/ч там не считаются экспрессами и не требуют резерваций, и по английски все говорят.

Выводы все остальные.
Похудел килограмм на пять, физически получилось тяжелее военных сборов. Серьёзно. Одному совсем не страшно (везде, кроме, может быть, глубинки в Польше), а очень даже весело. Наболтался на бытовом английском до посинения. Я хотел на него совсем флипнуться (одна из целей поездки, собственно), но прямо во время поездки у меня не получилось, но за сентябрь и половину октября я таки себя заставил в мыслях формулировать околокомпьютерные штуки сначала на этом басурманском языке, а потом уже на русском.
Вторая цель в виде скилла «Прост на подъём» достигнута полностью. Способен в течении часа собраться морально и материально ехать в любую точку земного шара с предсказуемым климатом. Снова серьёзно.
Собственно, со времени поездки трижды ездил в Москву в командировки, первый раз был ровно в таком режиме (входишь на кафедру, а тебе: «Привет, Ян, спешу сообщить, что ты сегодня едешь в Москву»), и это не вызвало какого-либо стресса. Даже удивительно.

Вообще, про Москву тоже забавно. В первую поездку билетов на дефолтные поезда не было, ехал мурманским. С поездки в Европу прошло недели полторы. В Петербурге разница с Европой как-то не так сильно чувствуется, люди примерно такие же (местные не в первом поколении и хорошо ассимилировавшееся, впрочем). В Европе сильная разница с Петербургом чувствуется только в Германии (спокойнее во всех смыслах) и Амстердаме (не город, а большая коммуналка). Чуваки из Мурманска, с которыми я ехал в поезде, совсем другие. Вроде и не восточные люди, но и не Финны, «загадочные русские», короче. Я мог бы это ощущение формализовать, но не буду.

Второй раз ехал бизнес-классом (aka «едут пильщики госденег») в Сапсане (других билетов не было), там как раз умер некий известный американский бизнесмен, руководивший некой известной псевдотехнологичной компанией. Каждый второй в вагоне читал книжку с его биографией на устройстве, произведённом собственно этой компанией. Звездец. Управеленцы.

Третий раз был слишком недавно, чтобы об этом писать. Как-нибудь потом.

Вообще, любопытно, молодёжь в этой стране и за рубежом не очень отличается (сужу по тем, кого вижу, не рандомных прохожих, и за исключением тех, кто в чиновники попадает, ибо те быстро набираются российской специфики), а старшее поколение вне «традиционного» Питера совсем другое, вне зависимости от количества яблочных устройств в карманах и портфелях. Такие дела.
Tags: random, travel
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 26 comments